Аутизм: расстройства аутистического спектра

Содержание:

  1. 1. Историческая справка
  2. 2. Код МКБ
  3. 3. Распространённость
  4. 4. Причины РАС
  5. 5. Факторы риска развития аутизма
  6. 6. Классификация расстройств аутистического спектра
  7. 7. Развитие РАС
  8. 8. Симптомы аутизма у детей
  9. 9. «Красные флаги» аутизма у детей разного возраста
  10. 10. Как ощущает себя ребёнок с аутизмом
  11. 11. Интеллект у ребёнка с аутизмом
  12. 12. Симптомы аутизма у взрослых
  13. 13. Осложнения аутизма
  14. 14. Диагностика расстройств аутистического спектра
  15. 15. К какому врачу обращаться при подозрении на аутизм
  16. 16. Тесты и опросники для выявления аутизма
  17. 17. Дифференциальная диагностика
  18. 18. Лечение аутизма
  19. 19. Возможно ли вылечиться от аутизма
  20. 20. Лечение аутизма у детей
  21. 21. Лечение аутизма у взрослых
  22. 22. Как помочь ребёнку с аутизмом в семье
  23. 23. Прогноз и профилактика аутизма
  24. 24. Как жить с ребёнком с аутизмом
  25. 25. Безопасность ребёнка с РАС
  26. 26. Возможности инклюзивного образования
  27. 27. Могут ли у аутичных родителей родиться дети без РАС
  28. 28. Источники

Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС), — это не заболевание, как ошибочно принято считать, а комплекс неврологических нарушений развития, которые влияют на социализацию, общение и поведение человека.

Симптомы сильно зависят от типа и степени тяжести РАС и обычно проявляются в возрасте до 2 лет. Как правило, люди с аутизмом испытывают потребность в строгом распорядке действий, который повторяется изо дня в день. Даже небольшие изменения могут спровоцировать тревогу или истерику.

Часто люди с РАС гиперчувствительны к звукам, запахам и вкусам.

Чтобы поставить диагноз «аутизм», необходимы консультации нескольких специалистов: психолога, врача-невролога, терапевта или педиатра.

РАС — это не заболевание, поэтому лечения от него нет. Людям с таким расстройством важно адаптироваться к жизни в обществе и научиться управлять своими эмоциями. В этом хорошо помогает поведенческая, образовательная и семейная терапия.

Историческая справка

Впервые понятие «аутизм» ввёл швейцарский психиатр Эйген Блейлер в 1911 году. Таким термином он описал один из симптомов шизофрении. Блейлер определял аутичное мышление как инфантильное желание избежать неудовлетворительных реалий и заменить их фантазиями и галлюцинациями.

Современное значение термин «аутизм» приобрёл в 40-х годах прошлого века благодаря психиатрам Лео Каннеру и Гансу Аспергеру. Именно они описали поведение своих пациентов, которые были одержимы определёнными объектами и навязчивым желанием сохранить постоянство, а также имели сложности во взаимодействии с другими людьми.

В 1950-х годах в попытках объяснить причины развития аутизма психолог Бруно Беттельгейм разработал «теорию холодных матерей», которая стала одним из самых стойких заблуждений об аутизме.

Отстраненность

«Теория холодных матерей» ошибочно объясняла аутизм эмоциональной отстранённостью матери

Беттельгейм считал, что сознание ребёнка «ломается» из-за недостатка любви и ласки родителей или других людей, которые ухаживают за ним. Лучшим решением, по мнению специалиста, было изъятие ребёнка из «травмирующей» семьи.

В 1980-е годы, когда появилось понимание, что аутизм — это не отдельное расстройство, а целый спектр состояний с характерными признаками, «теорию холодных матерей» перестали воспринимать серьёзно.

Код МКБ

В Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10) нет диагноза «РАС», но есть «Общие расстройства психологического развития» (код F84). В эту группу входят 8 подгрупп.

Подгруппы общих расстройств психологического развития (по МКБ-10):

  • F84.0 — детский аутизм;
  • F84.1 — атипичный аутизм;
  • F84.2 — синдром Ретта;
  • F84.3 — другое дезинтегративное расстройство детского возраста;
  • F84.4 — гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями;
  • F84.5 — синдром Аспергера;
  • F84.8 — другие общие расстройства развития;
  • F84.9 — общее расстройство развития неуточнённое.

В новой редакции МКБ (МКБ-11), к которой постепенно переходят во всём мире, расстройство аутистического спектра обозначается кодом 06 («Расстройства психические, поведенческие и нейроразвития») и имеет одну подгруппу (6A02 «Расстройство аутистического спектра»).

Распространённость

По подсчётам ВОЗ, аутизм диагностируют у 1 из 100 детей, а по оценкам Центра по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) на 2022 год — у 1 из 44 детей до 8 лет.

Состояние существовало всегда, но за последние десятилетия людей с диагнозом «РАС» стало больше. Считается, что это связано с усовершенствованием диагностики.

Для России нет точных цифр, но, по наблюдениям экспертов, в любом классе или группе детского сада встречается ребёнок с одной из лёгких форм аутизма.

У мальчиков РАС возникает почти в 4 раза чаще, чем у девочек. Но врачи и учёные считают, что это может слабо отражать реальное положение дел. На самом деле соотношение может быть практически одинаковым. Это связано с культурными представлениями о том, что девочки тихие и скромные. Поэтому окружающие могут принимать проявления аутизма за их природную женскую застенчивость.

Причины РАС

Большинство случаев РАС не имеют конкретной причины. Считается, что к аутизму могут приводить некоторые генетические нарушения, воздействие токсических веществ, факторов окружающей среды и многие другие причины.

Одно время было широко распространено мнение, что аутизм вызывают прививки. Всё началось с нашумевшего исследования тройной вакцины от кори, краснухи и паротита (MMR). Его результаты были опровергнуты, но оно привлекло достаточно внимания, чтобы вызывать путаницу и по сей день.

Прививка

Нет научных данных, которые подтверждают связь прививок с развитием РАС

Вероятные причины аутизма:

  • приём противосудорожных препаратов (в частности, вальпроевой кислоты) во время беременности;
  • синдром Мартина — Белл (синдром ломкой Х-хромосомы), генетическое нарушение в X-хромосоме, ведущее к умственной отсталости и расстройствам поведения;
  • краснуха во время беременности;
  • туберозный склероз — наследственное заболевание, проявляющееся изменениями кожи, эпилептическими приступами, умственной отсталостью и высоким риском развития рака;
  • синдром Прадера — Вилли, редкое генетическое заболевание, связанное с хромосомными нарушениями. Болезнь проявляется ожирением, умственной отсталостью, недоразвитием кистей и стоп, аномалиями формирования половых органов.
Часто мутации, которые впоследствии приводят к аутизму, происходят спонтанно в процессе развития плода, а не передаются по наследству от родителей.

Факторы риска развития аутизма

Точные причины развития аутизма неизвестны, но исследователи считают, что некоторые факторы увеличивают риск его возникновения.

Факторы риска развития аутизма:

  • отягощённый по аутизму семейный анамнез. В семьях, где уже есть ребёнок с РАС, риск рождения второго с таким же нарушением выше на 18%, чем в семьях с детьми без такого расстройства;
  • акушерские осложнения: артериальная гипертензия, сахарный диабет, угроза прерывания беременности, тазовое предлежание, преждевременные роды, преэклампсия, массивное маточное кровотечение до или после родов;
  • роды более 4 раз;
  • возраст родителей: риск повышается, если матери больше 35 лет, а отцу — больше 50.

Классификация расстройств аутистического спектра

РАС классифицируют с учётом тяжести проявлений и основного психопатологического синдрома на 4 группы (классификация Никольской).

I группа. Самые тяжёлые нарушения: отсутствие потребности во взаимодействии с окружающими, неспособность к самообслуживанию. Ведущий патопсихологический синдром — отрешённость.

II группа. Выраженное стремление к постоянству. Любые изменения могут спровоцировать приступ агрессии. В привычной среде ребёнок открыт, повторяет фразы за другими, но сам не может их понять. Ведущий психопатологический синдром — отвержение реальности.

III группа. Ребёнок заинтересован в общении, стремится к успешности, но не готов пробовать, рисковать, идти на компромиссы. Как правило, увлечён одной узкоспециальной областью, поэтому может считаться юным интеллектуалом и даже гением. Ведущий психопатологический синдром — замещение ряда сфер жизни конкретной узконаправленной деятельностью.

IV группа. Лёгкие нарушения. Ребёнок способен к контакту и анализу, но быстро утомляется, ему сложно сконцентрировать внимание, выполнять инструкции. Как правило, выглядит робким и рассеянным. Ведущий психопатологический синдром — ранимость.

Развитие РАС

В норме развитие ребёнка происходит постепенно: более сложные функции поочерёдно вытесняют простые. Так, сначала малыш ползёт, а потом ходит, или сначала агукает, а затем говорит слоги. При аутизме развитие происходит асинхронно, а простые функции как бы наслаиваются на сложные. Например, ребёнок может как агукать, так и говорить простые слова.

Стадии развития аутизма изучены недостаточно, а разные формы РАС имеют свои особенности.

На компьютерной томографии у детей с РАС чаще всего не определяются патологические отклонения в головном мозге. Иногда может выявляться изменение мозжечка, ствола мозга, лобной части коры головного мозга, расширение боковых желудочков. А нарушения по большей части носят функциональный характер. Так, у людей с аутизмом нарушен обмен нейромедиатора дофамина, который необходим для передачи нервных импульсов и осуществления высшей психической деятельности.

Симптомы аутизма у детей

Как правило, первые симптомы появляются у детей в возрасте до 3 лет. В это время родители замечают, что ребёнку тяжело даётся общение с другими людьми, он плохо контролирует свои эмоции, а в поведении могут появиться стереотипные движения вроде раскачиваний (стимминга).

Диагностировать РАС можно после 1–1,5 года. Трудности в диагностике возникают из-за того, что симптомы могут проявляться по-разному. Так, чем быстрее развивается ребёнок, тем менее заметными они могут быть. Поэтому даже в странах с хорошо развитой диагностикой аутизм иногда выявляют только к 4–6 годам.

Родителям следует обращать внимание на так называемые красные флаги.

«Красные флаги» аутизма у детей разного возраста

6 месяцев:

  • ребёнок редко улыбается и практически не показывает эмоции,
  • не идёт на зрительный контакт.

9 месяцев:

  • мало улыбается,
  • почти не издаёт звуков,
  • редко демонстрирует эмоции.

1 год:

  • мало или вообще не лепечет,
  • не реагирует на своё имя,
  • не использует жесты,
  • не тянется к предметам и не указывает на них.

1,5 года — не разговаривает.

2 года:

  • не может самостоятельно составлять простые фразы;
  • стремится упорядочить предметы (например, выстроить игрушки в ряд);
  • может подолгу беспорядочно размахивать руками, кружиться на одном месте или без остановки монотонным голосом задавать один и тот же вопрос.

Проявления аутизма крайне разнообразны, недаром специалисты говорят: «Если вы знаете одного человека с аутизмом — это не значит, что вы знаете что-то об аутизме».

Порядок

Дети с аутизмом часто стремятся упорядочить предметы или выстроить их по цвету, размеру, форме

Общие признаки аутизма:

  • отсутствие социальных навыков;
  • ухудшение речи;
  • избегание зрительного контакта;
  • трудности с различением эмоций;
  • ограниченные интересы;
  • регулярное повторение одних и тех же движений;
  • отсутствие или, наоборот, гиперреакция на свет, звук, вкус, текстуру или запахи.
Ни один из этих симптомов сам по себе не указывает на аутизм. При РАС у человека выявляют их комплекс.

Проявления аутизма очень индивидуальны и могут варьироваться от человека к человеку. Так, один может быть очень общительным и увлекающимся, а другой — замкнутым и с тяжёлыми когнитивными нарушениями.

Как ощущает себя ребёнок с аутизмом

Аутичные люди очень своеобразны, прежде всего потому, что они действительно по-другому слышат, видят и ощущают реальность.Из-за генетических нарушений их мозг гиперактивен и просто не успевает анализировать всё то, что окружает ребёнка. Поэтому мир воспринимается фрагментарно и искажённо.

Нарушения восприятия могут привести к тому, что ребёнок путает поднятый палец и ручку, не реагирует на своё имя, но вздрагивает, если рядом проезжает машина. Чаще всего сенсорная путаница встречается в отношении осязания. Ребёнок может не выносить прикосновения мягкой ткани или тёплой воды, но ему приятно трогать колючий свитер или еловую ветку.

Мытье

Часто дети с аутизмом не выносят мытьё: вода буквально обжигает, а полотенце впивается в кожу

Интеллект у ребёнка с аутизмом

Об интеллекте людей с РАС ходит много слухов. Некоторые говорят, что аутичные люди гениальны, другие — что у них налицо отставание в развитии. Истина, как правило, где-то посередине.

Из всего числа людей с РАС примерно у каждого второго имеются выраженные когнитивные нарушения, другие же испытывают небольшие трудности и могут легко обучаться в школе или университете.

Но есть и исключения, например известный писатель Льюис Кэрролл или экоактивистка Грета Тунберг. Их когнитивные способности такие же или почти такие же, как у окружающих. Но благодаря своим особенностям им удалось добиться впечатляющих результатов.

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Известные люди с аутизмом: автор «Алисы в Стране чудес» писатель Льюис Кэрролл

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Известные люди с аутизмом: экоактивистка Грета Тунберг

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Известные люди с аутизмом: телеведущая Опра Уинфри

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Но у людей с РАС интеллект может быть высоким или значительно выше среднего. А из-за способности полностью сосредотачиваться на одном предмете или узкоспециализированной области их талант может раскрыться особенно ярко.Среди таких примеров — австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, гениальный физик Альберт Эйнштейн. Черты аутизма также подозревают у Микеланджело, Леонардо да Винчи, Марии Кюри, Авраама Линкольна.

Симптомы аутизма у взрослых

Взрослые люди с РАС, вопреки распространённому мнению, могут быть полноценными членами общества, работать и заводить друзей. Но у них есть свои особенности.

Признаки аутизма у взрослых:

  • плохо понимают эмоции других людей;
  • предпочитают одиночество;
  • могут казаться грубыми или незаинтересованными;
  • не могут описать свои эмоции и ощущения;
  • плохо понимают юмор или сарказм;
  • избегают зрительного контакта;
  • не любят чужих прикосновений и нарушения личного пространства;
  • увлекаются занятиями, требующими концентрации (например, собирают пазлы, конструктор или рисуют);
  • имеют строгий распорядок дня и чётко его придерживаются.

Осложнения аутизма

Из-за нервной и эмоциональной гиперчувствительности люди с аутизмом часто страдают от нарушений сна, желудочно-кишечных расстройств, неконтролируемых вспышек агрессии и других сопутствующих проблем.

Распространённые осложнения аутизма:

  • умственная отсталость;
  • нарушения речи;
  • диспраксия — трудности с координацией движений;
  • деструктивное поведение (агрессия);
  • депрессия;
  • аутоагрессия (расчёсывание кожи до крови, битьё головой об стену, вырывание волос);
  • расстройства питания (булимия, анорексия).

Аутизм может сочетаться с неврологической симптоматикой и психопатологией, в числе которых:

  • биполярное расстройство (хроническое заболевание, при котором в настроении человека чередуются две противоположные фазы: депрессия и возбуждение);
  • нервные тики;
  • синдром Туретта — состояние, характеризующееся множественными двигательными (моторными) тиками и как минимум одним голосовым, появляющимися по несколько раз в течение дня. Относится к экстрапирамидной патологии;
  • кататония — синдром, характеризующийся двигательными нарушениями (например, человек может принимать причудливые позы, или замирать в одной на долгое время, или, наоборот, пребывать в двигательном возбуждении с импульсивностью, аутоагрессией).
Синдром-Туретта

Люди с синдромом Туретта часто непроизвольно выкрикивают матерные слова, после чего очень переживают

Диагностика расстройств аутистического спектра

Анализов и обследований, которые могли бы подтвердить или опровергнуть аутизм у человека, пока нет. Диагностика проводится в форме интервью с родителями или другими людьми, которые ухаживают за ребёнком. Для оценки поведения используются особые диагностические тесты.

Лабораторная и инструментальная диагностика помогают выявить сопутствующие нарушения и осложнения РАС.

К какому врачу обращаться при подозрении на аутизм

Диагностикой РАС у детей занимается врач-педиатр, психиатр и невролог.

На консультации специалист проведёт опрос и осмотр ребёнка, протестирует его и изучит поведение.

Тесты и опросники для выявления аутизма

Большинство специалистов при диагностике РАС опираются на справочник DSM‑5 Американской психиатрической ассоциации.

В DSM-5 все составляющие РАС разбиты на 2 раздела, или так называемую диаду аутизма:

  • А — недостаточность социальной коммуникации и социального взаимодействия;
  • B — ограниченные, повторяющиеся паттерны поведения, интересов или деятельности.

При этом диагноз «РАС» должен ставиться только в тех случаях, когда проявления «диады аутизма» влияют на качество жизни. Например, если человеку трудно взаимодействовать с другими людьми, сложно адаптироваться к изменяющимся условиям или переключаться с одной задачи на другую. Если же трудностей нет, то и нарушения тоже нет.

Диагноз «аутизм» — это не ярлык, а сигнал о том, что человеку нужна помощь, чтобы реализовать свой потенциал и жить в обществе вместе с другими.

Кроме DSM-5, используется так называемый скрининг на аутизм у детей — M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers). Это модифицированная версия опросника на выявление аутизма.

В M-CHAT 20 вопросов, на которые нужно ответить родителям или другим взрослым, которые ухаживают за ребёнком. Как правило, опросник используют для выявления РАС у детей от 1,5 до 2,5 года.

Кроме того, есть рейтинговая шкала аутизма CARS — Childhood Autism Rating Scale. Она применяется для детей в возрасте 2–4 лет. Этот инструмент помогает оценить тяжесть нарушений в разных областях развития и сделать вывод о том, действительно ли у ребёнка есть признаки РАС.

Неврологи применяют опросники ADOS и ADI-R (часто используются вместе). Они помогают поставить окончательный диагноз.

Интервью, построенное на основе таких опросников, проходят родители или опекуны на приёме у невролога. Ребёнок при этом, как правило, тоже находится рядом, чтобы врач мог оценить особенности его поведения. Интервью занимает от 1 до 2 часов и включает более 90 вопросов, которые касаются текущего и прошлого поведения ребёнка.Баллы подсчитывает компьютерная программа: специально обученный алгоритм позволяет установить, есть ли аутизм у ребёнка.

Дифференциальная диагностика

Из-за того что чётких критериев РАС нет, его бывает трудно отличить от других состояний с похожими симптомами. Некоторые из них могут быть вариантом нормы и связаны с особенностями развития, в то время как другие — признак неврологических, психических или иных патологий.

Состояния и патологии, схожие с РАС:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это расстройство, которое включает проблемы с концентрацией, чрезмерную двигательную активность и импульсивное поведение.

Синдром ломкой Х-хромосомы — генетическое заболевание, которое вызывает умственную отсталость и приводит к трудностям в обучении.

Нарушение слуха: врождённое или приобретённое.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — психическое расстройство, при котором у человека присутствуют навязчивые мысли (обсессии) и действия (компульсии).

Реактивное расстройство привязанности — психическое расстройство, возникающее в результате отсутствия тесного эмоционального контакта с родителями. Выражается в боязливости, повышенной настороженности, плохом взаимодействии со сверстниками, агрессии и аутоагрессии.

Селективный мутизм — тревожное расстройство, при котором человек не может разговаривать на публике.

Синдром Туретта — экстрапирамидное расстройство, характеризующееся множественными двигательными («моторными») тиками и как минимум одним голосовым, появляющимися по несколько раз в течение дня.

Кроме перечисленных, есть немало других состояний, которые необходимо исключить при диагностике аутизма. Для подтверждения или опровержения диагноза врач может предложить проверить слух и зрение, чтобы выявить другие нарушения. Так, проблемы с реакцией на обращённую речь могут возникать как при нарушении слуха, так и при аутизме.

Кроме того, специалист может назначить электроэнцефалографию для определения электрической активности мозга или магнитно-резонансную томографию, но только при подозрении на дополнительное расстройство, например эпилепсию.

Проконсультироваться с психологом или педиатром по вопросам диагностики РАС можно с помощью телемедицинских консультаций. Это может избавить неокрепшую психику ребёнка от травмирующих походов в больницу или сократить их количество. Кроме того, онлайн можно получить второе мнение эксперта по результатам заключений других специалистов.

Лечение аутизма

Чем раньше у человека диагностируют аутизм, тем больше шансов повысить качество его жизни. Для этого разработаны специальные программы раннего вмешательства. В результате ребёнок не только лучше осваивает навыки и социализируется, но и избавляется от так называемых сопутствующих сложностей вроде проблемного поведения связано с недостатком развития коммуникации: не умеет просить или отказываться и в результате начинает драться, кричать или толкаться.

Возможно ли вылечиться от аутизма

Аутизм — это не болезнь, поэтому вылечиться от него невозможно. Но с помощью коррекционных методик, которые иногда ошибочно называют «лечением», можно значительно улучшить самочувствие человека с РАС и помочь ему социализироваться.

Отличие

У людей с РАС ничего не нарушено, но их мозг работает по-другому, не так, как у большинства

Вылечить от аутизма часто обещают разные «эксперты с авторскими методиками». Так, некоторые «специалисты» в качестве лечения кладут детям на голову сырое мясо, посыпают их мукой, удерживают в замкнутом тёмном пространстве или используют другие сомнительные техники. Учитывая, что люди с РАС часто обладают гиперчувствительностью к сенсорным раздражителям, такое «лечение», как правило, оборачивается куда более тяжёлыми психологическими травмами.

Методики работы с РАС с доказанной эффективностью не используют ни психологическое, ни физическое насилие.

Лечение аутизма у детей

Чтобы помочь ребёнку с РАС адаптироваться к жизни в обществе, необходимо преодолеть ключевые дефициты ― развивать социальные навыки, гибкость, учиться регулировать эмоции и обслуживать себя самостоятельно.

Особенность программ обучения детей с РАС — обязательное участие семьи. Адаптация нужна не только ребёнку, но и его родным.

Исследования показывают, что программы помощи, начатые в раннем возрасте, приводят к хорошим результатам. Так, в США 20–30 лет назад более 70% детей с РАС к началу школьного обучения говорили скудно или не говорили вовсе. С появлением программ помощи — плохо говорят лишь 25%.

Специалисты используют разные методы, чтобы смягчить проявления РАС и помочь ребёнку. В каждом случае составляется индивидуальная программа терапии.

Инструменты индивидуальных программ терапии РАС:

  • поведенческая терапия (АВА-терапия);
  • коррекционная педагогика;
  • семейная психотерапия;
  • лекарственные препараты для снижения тревожности, уменьшения гиперактивности или нормализации сна;
  • занятия с логопедом и дефектологом;
  • трудотерапия, физиотерапия, водолечение, ЛФК и массаж;
  • игротерапия;
  • зоотерапия;
  • сенсорная терапия.

Поведенческая терапия (ABA, или applied behavior analysis)

Поведенческая терапия — это программа, которая основывается на специфических технологиях и методах обучения. Она мягко меняет поведение ребёнка, помогая ему понять, что происходит до и после совершения определённых поступков.

Цель ABA — определение естественных желаний ребёнка и использование их в процессе обучения.

Обучающий процесс состоит из нескольких независимых блоков. Так, все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и даже чистить зубы, разбиваются на мелкие подзадачи — действия. Каждая подзадача разучивается с ребёнком отдельно, затем они соединяются в цепь, образуя сложное действие.

Например, слуховое восприятие и внимание по методу ABA развивают так:

  1. Педагог или родитель просит дотронуться до ушей.
  2. Педагог (родитель) помогает выбрать правильный ответ (показывает на свои уши).
  3. Педагог (родитель) просит ребёнка продемонстрировать навык (прикоснуться к своим ушам).
  4. Педагог (родитель) использует подкрепляющий стимул (делает что-то приятное для ребёнка): гладит его, хвалит, обнимает или др.

Если у ребёнка не получается или ему не нравится, педагог (родитель) не даёт никакой оценки.

Согласно программе ABA, педагоги и родители вознаграждают ребёнка за положительное (желаемое) поведение, акцентируют внимание на успехах и никак не реагируют на негативное (нежелательное).

Лечение аутизма у взрослых

Как правило, во взрослом возрасте люди с РАС могут быть полноценными членами общества, но им требуется поддерживающая терапия для контроля сопутствующих состояний, таких как повышенная тревожность, раздражительность, бессонница.

Лекарственные препараты для поддержки людей с РАС:

  • нейролептики для подавления агрессии и особенно аутоагрессии;
  • антидепрессанты и седативные средства от депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства и повышенной тревожности;
  • лекарства от бессонницы.

Корректировать РАС во взрослом возрасте можно также с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии.

Методы альтернативной медицины вроде иглоукалывания, массажа или дыхательных практик не показали своей эффективности во многих исследованиях, но и вреда от них также не будет при соблюдении правил применения. А вот диеты, которые считаются полезными для людей с аутизмом, например безглютеновая, безказеиновая или перенасыщенная омега-3 жирными кислотами, могут оказаться потенциально опасными. Диеты может рекомендовать только врач, если действительно есть такая необходимость, например при непереносимости глютена, лактозы и пр.

Как помочь ребёнку с аутизмом в семье

Аутизм нельзя предупредить или вылечить, такие дети просто рождаются. Чтобы помочь им справиться с приступами тревоги или гнева, важно не допускать сенсорной перегрузки много новых или слишком ярких цветов, запахов, вкусов, звуков или событий или хотя бы минимизировать её.

Избежать сенсорной перегрузки помогают так называемые якоря, к которым ребёнок или взрослый может обращаться, чтобы успокоиться и взять под контроль эмоции. Якоря индивидуальны и обычно представляют собой то, что нравится человеку с РАС. Например, он может ложиться под специальное утяжелённое одеяло, «рисовать» фигуры на столе с песком, слушать белый шум, разминать в руках антистресс-игрушку или смотреть на лава-лампу.

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Якоря помогают людям с РАС избежать сенсорной перегрузки: утяжелённое одеяло, стол с песком, антистресс-игрушки, лава-лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Якоря помогают людям с РАС избежать сенсорной перегрузки: утяжелённое одеяло, стол с песком, антистресс-игрушки, лава-лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Якоря помогают людям с РАС избежать сенсорной перегрузки: утяжелённое одеяло, стол с песком, антистресс-игрушки, лава-лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Якоря помогают людям с РАС избежать сенсорной перегрузки: утяжелённое одеяло, стол с песком, антистресс-игрушки, лава-лампа

Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы
Аутизм у детей и взрослых - что это, признаки и симптомы

Прогноз и профилактика аутизма

Прогноз зависит от тяжести проявлений РАС. Так, при поздней постановке диагноза и без коррекционной работы могут сформироваться глубокие речевые, когнитивные и социальные дефекты.

Если же аутизм диагностировали в возрасте до 2–4 лет и помогли ребёнку адаптироваться, то шансы на нормальную жизнь в обществе высоки. Такие дети могут учиться в общеобразовательных школах, получать высшее образование, вступать в брак, работать.

Как жить с ребёнком с аутизмом

Если врач поставил ребёнку диагноз «аутизм», важно не скрывать информацию о его здоровье. Знание о своём диагнозе поможет ему думать о себе более позитивно и не считать себя неудачником или невоспитанным, потому что не всегда получается сделать так, как хочется, а эмоции нередко выходят из-под контроля.

Кроме того, это помогает адаптироваться и развивать нужные для социального взаимодействия качества. Например, учиться справляться с тревогой, заранее планировать свой день, адаптироваться к изменениям, поддерживать диалог.

Если в семье есть ребёнок с аутизмом, важно также соблюдать некоторые правила, которые помогут избежать травм, усиления тревожности и других проблем.

Безопасность ребёнка с РАС

Как показывают исследования, дети с аутизмом значительно чаще попадают в опасные ситуации из-за того, что просто не чувствуют опасности и недостаточно понимают социальные ситуации.

Способы обезопасить ребёнка:

  • нашить на одежду бирки с телефоном и домашним адресом;
  • использовать GPS-устройства (часы, метки, броши), которые отслеживают местонахождение и передают эту информацию на телефон родителей;
  • повесить блокирующие замки на окна;
  • всегда закрывать входную дверь на замок;
  • проговаривать ребёнку то, как он должен вести себя в опасных ситуациях (как и к кому обращаться за помощью, что делать, если потерялся);
  • обязательно научить ребёнка плавать, но не надеяться, что это умение гарантирует ему полную безопасность на воде.
Собака2

Специально обученные собаки помогают решить проблему с убеганием детей с РАС

Возможности инклюзивного образования

Инклюзивное образование — форма обучения, при которой каждому предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей.

Многие считают, что ребёнку с аутизмом лучше посещать специализированные коррекционные учебные заведения, а остальное время проводить дома. Но это не так. Немало детей с РАС обучаются в общих школах по обычным программам. Это даёт возможность почувствовать себя частью общества, а не быть изгоем.

Некоторым детям с РАС требуется лишь небольшая адаптация программы (например, возможность отвечать письменно, если сложно говорить при всех). Другим — учиться со специально подготовленным ассистентом или куратором или изучать отдельные предметы в специальном классе, а на физкультуре, музыке, ИЗО, любимых дисциплинах, которые даются легче, быть среди обычных сверстников.

Инклюзивное-образование

Главное в инклюзивном образовании — возможность свободно контактировать во внеурочное время (на переменах, в столовой)

При этом инклюзивное образование — отличная возможность адаптироваться не только людям с РАС, но и обществу в целом. У обычных детей повышается уровень толерантности, терпимости и эмпатии, они растут более ответственными и готовыми помочь тем, кому это требуется.

Могут ли у аутичных родителей родиться дети без РАС

Считается, что риск рождения детей с РАС у родителей с этим расстройством выше среднего. Однако учёные ещё слишком мало знают об аутизме и утверждать достоверно невозможно.

Согласно исследованию NIH (Национального института здравоохранения США), РАС встречается примерно у 3–5% детей, близкие родственники которых также страдают таким расстройством.

Источники

  1. Аутизм / ВОЗ. 2022.
  2. American Psychiatric Association Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders / American Psychiatric Association, 2013.
  3. Симашкова Н. В., Макушкин Е. В. Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение : клинические рекомендации / Российское общество психиатров. 2015.
  4. Григоренко Е. Расстройства аутистического спектра. М., 2018.